Ведущий вуз страны, Казахский национальный университет имени аль-Фараби, входящий в топ-200 лучших вузов мира в рейтинге QS «World University Rankings» всегда отличался высоким уровнем проведения мероприятий, даже не самых масштабных.
Преподавателями кафедры русской филологии и мировой литературы КазНУ им.аль-Фараби совместно со студентами второго курса факультета философии и политологии специальностей «Психология», «Социальная работа» было организовано и проведено мероприятие на тему «Этикет на все времена». Цель данного мероприятия состояла в том, чтобы расширить знание студентов о правилах этикета, нравственных ценностях и нормах поведения, правилах хорошего тона; оценить уровень знаний ребят в области этикета; развивать познавательный интерес.
Зал, где проводилось мероприятие, был празднично украшен разноцветными шарами, стенгазетами, плакатами с высказываниями известных людей. Вечер начался с выступления ведущей – студентки 2 курса специальности «Социальная работа» - Кощановой Айзады, которая говорила о том, какое значение имеет в наше время знание правил этикета для молодого поколения. Дефицит культуры поведения, элементарной вежливости в общении между людьми – такова сегодняшняя реальность. В наше время, время сверхзвуковой и электронной техники, время немыслимых ускорений современный человек то и дело оказывается в ситуациях, которые требуют от него специфических навыков поведения и общения. Основы этикета достаточно просты. Это: культура речи, которая предполагает правильность речи: отсутствие вульгарных слов, нецензурных выражений, слов-паразитов и элементарная вежливость, умение здороваться, прощаться, говорить «пожалуйста», «извините», благодарить за помощь и т.п..
ППС кафедры русской филологии и мировой литературы КазНУ имени аль-Фараби всегда старается не просто обучать студентов только владению профессиональным уровнем русского языка, но и старается развивать в них нравственные качества, воспитать настоящего гражданина своей страны.
В своем выступлении ребята отметили, что в этикете высоко ценятся внимательность, умение выслушать говорящего, оказать услугу нуждающемуся в ней. Говорили о том, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных мероприятиях, но и дома. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, с чувством меры, подсказывающим что можно, а что нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступками не обидит другого.
Участники интеллектуального вечера приводили и обсуждали цитаты, высказывания известных людей об этикете, показав при этом свои отличные знания и заинтересованность в изучении русского языка:
А. П. Чехов: «Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы».
И. Гете: «Манеры человека – это зеркало, в котором отражается его портрет».
«Этикет надо соблюдать даже в дружбе». Японская пословица.
Далее была проведена викторина, с вопросами связанными с правилами поведения. Например, такие как:
- Что называется дежурной улыбкой? (Обычно так говорят об улыбке неискренней, когда человек улыбается по обязанности, потому что «так надо». Однозначного ответа здесь нет. Однако, этикет предполагает, что лучше дежурная улыбка, чем грубость и хамство).
- Можно ли давать советы? (Не торопитесь давать советы, если вас не просят об этом).
- Когда можно жевать жевательную резинку, а когда не следует этого делать? (Воспитанный человек жует жевательную резинку только оставшись наедине с самим собой. Во время общения, пребывания на людях лучше отказаться от жвачки, если вы не хотите, чтобы ваши партнеры по общению запомнили вас только жующим).
- Часто можно услышать такой комплимент: «Ты сегодня прекрасно выглядишь!» Верен ли он? (Не стоит делать такой комплимент. Слово «сегодня» как бы говорит о том, что в другие дни этот человек выглядит плохо).
- Допускается ли спор в беседе? (Вполне. Человек должен уметь защищать свою точку зрения, но важно делать это тактично, корректно, аргументировано, без лишних эмоций).
- О чем не следует говорить в светской беседе? (Не следует откровенничать, злословить, критиковать общих знакомых, сослуживцев, начальство, говорить о своих болезнях и проблемах, о катастрофах, о политике, религии, рассказывать анекдоты).
В конце вечера были подведены итоги выступлений студентов. В заключении было сказано о том, что сегодня общество требует от специалиста дальнейшего развития и совершенствования, поэтому надо быть не только профессионалом своего дела, но и иметь высокий уровень культуры и поведения.
Вечер понравился ребятам, они с интересом обсуждали тему, активно принимали участие в викторине и играх. В ходе проведенного мероприятия удалось привлечь внимание студентов к проблемам этикета, человеческого взаимопонимания. Присутствующие смогли расширить свои представления о человеческом общении, о манерах хорошего тона, и мы надеемся, что в дальнейшей жизни ребята будут использовать любую возможность, чтобы применять их на практике.
Байгушикова А.М., Саяхмет С.С.,
преподаватели КазНУ имени аль-Фараби